Главная / Наука / Голуби передают знания из поколения в поколение

Голуби передают знания из поколения в поколение

Во всех человеческих культурах люди передают знания и навыки из поколения в поколение; в результате социального научения сумма знаний и технологий, доступных каждому следующему поколению, оказывается немного больше того, что было доступно предыдущему. Этот процесс иногда рассматривают как род эволюции — культурной, сопровождающей эволюцию естественную.

До сих пор считалось, что социальное научение требует очень высокоразвитого мозга, поэтому к нему способны, кроме людей, только человекообразные обезьяны и некоторые китообразные — например, косатки. Новое исследование эволюционных биологов из Оксфорда обнаружило, что механизмы социального научения отлично работают даже у таких туповатых животных, как почтовые голуби — а значит, для передачи знаний от отцов детям не требуется очень развитый интеллект.

Голубей одного за другим выпускали в свободный полёт и фиксировали маршрут, по которому птицы возвращались домой. Когда голубь находил самую короткую дорогу, ему в пару давали другую птицу, которая раньше не летал из отправной точки. После нескольких совместных полётов более опытного голубя меняли на новичка, и всё повторялось сначала. Через пять таких условных «смен поколений» эксперимент прекратили и сравнили маршрут пятого «ученика» и маршрут голубей из контрольных групп — тех, кому не у кого было учиться.

Оказалось, что голуби, имевшие возможность перенимать опыт товарищей, летали по более удобному пути, чем голуби, искавшие дорогу самостоятельно. Каждая новая «смена поколений» немного корректировала маршрут, и к пятому «поколению» птицы нашли почти идеальный путь.

Статья об исследовании опубликована в журнале Nature Communications.