Главная / Наука / Холмы, которые отрицают законы физики: как это работает

Холмы, которые отрицают законы физики: как это работает

На Земле есть десятки мест, где у гравитации, кажется, сбиваются настройки: для того, чтобы спуститься с холма, велосипедистам в таких местах приходится налечь на педали, а машина, оставленная на нейтралке, катится вверх по склону. Раньше эти чудеса объясняли проделками ведьм, потом — огромными магнитами и загадочными правительственными экспериментами. На самом деле никаких магнитов, конечно, нет (как и ведьм): это пейзаж играет шутку с человеческим зрением.

Один из таких «гравитационных холмов» находится в Ирландии. Уклон дороги в этом месте небольшой, но ощутимый: его чувствуют пешеходы и велосипедисты, да и водитель может обмануться. Дорога «под гору» требует здесь гораздо больше усилий, чем путь вверх по склону.

Геодезисты приезжали сюда с теодолитом и выяснили, что на самом деле противоречия нет: тот участок дороги, который кажется подножием холма, больше чем на 30 метров выше над уровнем моря, чем то, что кажется его вершиной. Но глаза отказываются в это верить.

• Кажется, что машинка едет по склону вверх. Да — но только относительно полосок на доске, а не относительно реального перепада высот.

Несколько лет назад туда приехал психолог с Youtube-канала Science Channel и объяснил, что всё дело в особенностях рельефа, а именно — в том, что ни с одного места на дороге не виден горизонт. Представление о том, как располагается воображаемая прямая горизонта, складывается по линиям окрестных холмов: мозг предполагает, что некоторые из линий параллельны горизонту, хотя на самом деле они находятся под уклоном.