Главная / Наука / Такие разные хамелеоны: секрет видового разнообразия

Такие разные хамелеоны: секрет видового разнообразия

Когда дело доходит до обстрела насекомых липкими языками и дальнейшего их поедания, огромное разнообразие видов карликовых хамелеонов рода Bradypodion даст фору любым животным, и все благодаря сложному строению их головы. Ученые долго удивлялись, почему у близкородственных африканских ящериц такие разные головы — маленькие и большие, широкие и приплюснутые, конические, с чешуйками и кожаным «подбородком». В поисках решения загадки, они сравнили диету 14 из 17 известных видов этих хамелеонов и провели аналогию с особенностями строения головы ящерицы.

В результате исследователи обнаружили, что размер и форма головы хамелеона соответствует его рациону, о чем ученые сообщают в журнале Functional Ecology. К примеру, обитатели лесов с вытянутыми головами обычно питались более мягкой пищей, включая бабочек, стрекоз и других рептилий. Те, у кого голова напоминала костяной конус, способны совершать куда более сильный укус, что идеально помогает им разгрызать твердые панцири жуков. А вот равнинные ящерицы с плоскими головами и очень широкими ртами питаются куда более мелкими насекомыми, к тому же они попросту меньше лесных сородичей — вероятно из-за весьма скудного рациона.

Ученые полагают, что такое сильное видовое разделение произошло в результате эволюции, когда африканские лесные массивы начали стремительно сокращаться, и животным пришлось срочно адаптироваться к новой среде.